Байден унизил Си Цзиньпина при личной встрече. Грязная тайна виллы Филоли
Встреча Джо Байдена и Си Цзиньпина под Сан-Франциско оказалась пшиком. Президент США, излучавший торжествующий вид, нахамил председателю КНР уже через три часа после её завершения, повторив, что считает Си "диктатором". Перед этим Байден заявил, что встреча является подтверждением американского "лидерства": Си, дескать, прибыл к нему на поклон только потому, что у Китая "реальные проблемы".
Американцы обожают унижать и изощрённо запугивать своих партнёров по переговорам. Это испытал на себе в Женеве на саммите с Джо Байденом президент России Владимир Путин. Эту же чашу пришлось сполна испить председателю КНР Си Цзиньпину. На этот раз "засадой" стало место встречи китайского лидера с президентом США. Она состоялась в поместье Филоли.
Название составлено из первых букв девиза построившего его свыше 100 лет назад Уильяма Бауэрса Борна II, владельца одного из богатейших золотых приисков Калифорнии и президента компании Spring Valley Water Company, поставляющей воду в Сан-Франциско. Он звучит так: "Сражайтесь за правое дело; любите своих ближних; Живите хорошей жизнью". (Fight for a just cause; Love your fellow man; Live a good life.)
В чём здесь "засада", помимо слова сражаться и любить своих, а не чужих ближних? В том, что поместье Филоли было построено на выручку от крупнейшей золотой шахты в Калифорнии – Empire mine, где за нищенскую оплату трудились и умирали сотни и тысячи китайцев-гастарбайтеров, которые всячески ущемлялись в правах и подвергались вдобавок расовой дискриминации. Как метко заметил в связи с этим один из лучших отечественных экспертов по Китаю Николай Вавилов,
Китаеведы Байдена не подвели – намёк Си Цзиньпину получился совсем не тонкий.
Ультиматумы Байдена
Президент США говорил с Си языком слегка завуалированных ультиматумов. В письменном заявлении Белого дома по итогам переговоров глав двух государств читаем:
Президент подчеркнул неизменную приверженность США свободе судоходства и полётов, соблюдению международного права, поддержанию мира и стабильности в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, а также полной денуклеаризации Корейского полуострова.
О чём на самом деле идёт речь? О том, что Китай не в праве оспаривать деятельность ВМС США и их союзников в окружающих его акваториях и ещё обязан не допустить, чтобы у КНДР было ядерное оружие. Китайские военные корабли – это угроза свободе судоходства, американские – её гарант.
В США считают, что китайские военные корабли представляют угрозу свободе судоходства, зато американские – это её гарант. Фото: PPI/Keystone Press Agency/Global Look Press
Далее Байден "подчеркнул, что Соединённые Штаты поддерживают идею свободного, открытого, интегрированного, процветающего, безопасного и стабильного Индо-Тихоокеанского региона".
Президент подтвердил неизменную приверженность Соединённых Штатов защите наших союзников в Индо-Тихоокеанском регионе,
– добавили в Белом доме.
А это на самом деле о чём? О том, что Байден запрещает экспансию Китая на юг. На север, против России, пожалуйста, но не на юг. А это как раз то, чем Пекин сейчас занимается. Там уже всё открыто, интегрировано и процветает – китайцам там делать нечего. От слова совсем.
По Байдену, Китай не имеет права голоса даже в том, что касается Тайваня, который Пекин считает своей мятежной провинцией. Президент США предостерёг председателя КНР от "вмешательства" в президентские выборы на острове в январе будущего года.
Это надо понимать в таком смысле: Пекин предупредили – сидите тихо, не рыпайтесь, когда мы сфальсифицируем результаты выборов. Тайвань – наш, а не ваш, забудьте о нём. Американцы сами решат его будущее.
А ещё Байден хочет, чтобы Си помог ему удержать попавшую в американские сети Украину и надавил на Иран, чтобы тот не влезал в кризис вокруг Газы и не мешал Израилю превращать анклав с его палестинским населением в порошок. Свои хотелки Байден назвал "ощутимыми шагами" в правильном направлении.
А реально что?
Между тем, из ставших достоянием общественности реальных договорённостей можно отметить лишь три.
- Решение о создании рабочей группы по сотрудничеству в борьбе с наркотиками.
- Восстановление контактов между военными двух стран, в частности механизма консультаций по вопросам безопасности на море.
- Расширение сотрудничества в сфере туризма и образования, в том числе увеличение прямых авиарейсов между двумя странами.
Совсем не густо! Причём в отношении третьего пункта у меня есть большие сомнения.
Лекция Си Цзиньпина. А что в действительности?
Си Цзиньпин тоже выступил на встрече, которая продолжалась четыре часа, с лекцией для Байдена, попытавшись обратить внимание американской стороны на вопросы, которые волнуют Пекин. Как сообщило Центральное телевидение Китая, Си озвучил Байдену пять обязательных принципов двусторонних отношений.
В ходе переговоров с американцами председатель КНР озвучил пять обязательных принципов двусторонних отношений. Фото: Rao Aimin/XinHua/Global Look Press
А именно:
Правильно воспринимать друг друга, ... сообща эффективно сдерживать разногласия, продвигать взаимовыгодное сотрудничество, вместе проводить ответственную политику ведущих держав, продвигать культурно-гуманитарное взаимодействие.
Великолепные принципы, но только не для американцев, которые, свято веря в свою исключительность, совершенно искренне убеждены, что им можно всё, а другим – ничего, особенно, если они сильнее.
Поэтому абсолютно точно можно сказать: предупреждение Си, что Пекин "непременно будет отстаивать собственные интересы", но при этом желает равноправно сотрудничать с США в различных областях, Байдену не зашло. Как и предупреждение председателя КНР насчёт тайваньской проблемы:
Американская сторона должна предпринять конкретные шаги в соответствии со своими заверениями о том, что она не будет поддерживать сторонников так называемого движения за независимость Тайваня.
Будет, и ещё как! Поскольку Байден, безусловно, не разделяет мнение Си, что "Китай всегда будет един, это неизбежно". Если бы разделял, то США не разжигали бы гонконгский, синьцзянский, тибетский сепаратизмы, не накачивали оружием Тайвань, не подбивали бы своих вассалов обмениваться с островом полноценными посольствами. Президент США не случайно поднял на встрече вопрос о правах человека в Синьцзяне и Тибете.
И уж полным идеализмом выглядит сделанное на публику заявление Си, что Пекин настаивает на отмене односторонних санкций и рестрикций США в отношении Китая, включая экспортные ограничения и проверку инвестиций на безопасность, так как речь идёт о "посягательстве на права и интересы развития китайского народа".
Нет ни малейшего шанса на то, что Вашингтон прекратит этим заниматься, пока Китай является успешным конкурентом, и что США "серьёзно воспримут обеспокоенность КНР, примут меры и отменят односторонние санкции", предоставят китайским предприятиям "справедливые и недискриминационные условия". Санкциям, согласно китайскому изданию Global Times, уже подвергнуты свыше 1,3 тысячи субъектов и лиц КНР, список рестрикций постоянно растёт…
Хорошее "светлое будущее".
Лидеры двух стран на камеры излучали радость встречи и дружелюбие. Но их заявления свидетельствуют, что договориться не удалось. Фото: Li Xueren/XinHua/Global Look Press
Чего нужно Байдену от Си?
Президента США на самом деле – и Си это, безусловно, понимает – волнует только одно: чтобы "отвязывание" КНР от мировой экономики и постепенное вычищение китайских товаров с американского рынка не привело к масштабной войне между обеими странами. Ему надо "гарантировать, что конкуренция (нечестная – добавим от себя) не превратится в конфликт". Байден хочет ею "управлять", для чего Си ему, собственно, и нужен – чтобы сделать "развод" с Китаем максимально безболезненным для американцев и болезненным – для китайцев.
Вашингтон, по словам хозяина Белого дома, намерен "энергично и ответственно" конкурировать и "отстаивать свои ценности", "наладив сотрудничество в тех сферах, где это возможно и отвечает национальным интересам" США. А в других, соответственно, китайцев будут гнобить.
На последнее указывает также скандальная, презрительная ремарка Байдена о Си – этот "парень" - "диктатор", поскольку "руководит страной, опираясь на форму правительства, полностью отличающуюся от нашей". Официальный представитель МИД КНР Мао Нин назвала это заявление Байдена "крайне неверным и безответственным".
Что с того?
Царьград предположил перед визитом Си Цзиньпина в США, что "кормчий" пошёл на это унижение, которое легко было предвидеть, чтобы показать прежде всего своей внутренней аудитории безальтернативность разрыва с США. Вряд ли у Си есть теперь хотя бы малейшие сомнения в том, что сильному Китаю мирно поладить с США невозможно.
Всё вскоре покажут назначения на вакантные посты в руководстве КНР, прежде всего в Минобороне и МИДе (куратор от КПК внешней политики Китая Ван И занимает пост министра иностранных дел по совместительству).
Если я прав, и всё так, как описано выше, эти и другие начальственные должности займут лица, крайне критически относящиеся к США. Если же я ошибаюсь и всё-таки не понимаю китайцев - их антиподы. На очень короткое время возможен и третий вариант – не те, и не другие, пока китайцы не подготовятся как следует к тайваньской операции, которую они, разумеется, не планируют.