"Сами себя за хвост кусать не будут": В полицию идут, чтобы обогатиться - эксперты о том, почему свои покрывают "оборотней в погонах"
Госсобственность, полиция, органы госконтроля и судебная система являются самыми коррумпированными сферами в России, считают большинство жителей нашей страны. В программе на Царьграде "Дежурный по редакции" эксперты высказались на этот счет, признав, что МВД действительно является одним из самых коррумпированных ведомств, где вышестоящие начальники покрывают подчиненных и наоборот. Выход из сложившейся ситуации, по мнению участников дискуссии, может быть в первую очередь в том, чтобы вывести собственную службу безопасности из-под контроля силовиков, а также в более жестком отборе в полицию, куда сейчас многие целенаправленно идут, чтобы "обогатиться".
Все чаще в СМИ появляется информация о громких задержаниях в рядах МВД при получении крупной взятки высокопоставленных полицейских.
Так, на днях стало известно об очередном аресте. На этот раз задержаны заместитель начальника отдела МВД по району Дорогомилово, начальник полиции Дмитрий Смирнов и его заместитель, начальник отдела уголовного розыска Сергей Устинов. Они подозреваются в получении 3,5 млн рублей, и это только первая часть взятки, общая сумма которой - 12 млн рублей.
Ранее 25 сентября в Москве задержали генерал-майора из центрального аппарата МВД Александра Мельникова. Его обвиняют в получении взятки в 100 млн рублей за закрытие уголовного дела. 18 октября в момент получения 3 млн рублей арестовали бывшего начальника отдела Управления по борьбе с экономическими преступлениями воронежского главка МВД Евгения Младова. В тот же день был задержан начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями УМВД по Брянской области Сабадашев за получение взятки в размере 5 млн рублей. И это далеко не все уголовные дела.
Информация об "оборотнях в погонах" стала регулярно просачиваться в СМИ. Что это - желание показать, что личный состав полиции под контролем или свидетельство системного кризиса МВД, задаются вопросом в программе "Дежурный по редакции". Опрошенные эксперты ответили, какие требования предъявляют сейчас к полицейским и возможно ли победить коррупцию в полиции.
Так, председатель Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин уверен, что у полицейских, которые берут взятки, элементарно нет совести, которая должна прививаться с детства.
"Наше образование породило моральных уродов. Вместо того чтобы защищать граждан, они занимаются обогащением. Практически не работает служба собственной безопасности. Каким образом взяли начальника полиции Дорогомилово и начальника розыска? По моим данным, дело было так: один адвокат, защищая сотрудника ГАИ, пообещал его жене его вызволить, но не получилось. Часть денег он вернул, но не все, и та заявила на него в полицию. Он, поняв что за ним могут прийти и осудить за мошенничество, пошел решать вопрос в полицию Дорогомилово. Те ему назвали сумму определенную. Сперва речь шла о 12-15 млн рублей. В итоге договорились на семи, насколько мне известно. И он взял и пошел в ФСБ и сдал тех, к кому пошел договариваться", - рассказал Пашкин.
По его словам, юрист даже не стал обращаться в УСБ (управление собственной безопасности МВД), хотя они должны заниматься подобными вопросами. Эксперт объяснил почему.
"Проблема в том, как там работают. Чтобы начинать разрабатывать какого-то начальника, потому что коррупция сверху идет, а не снизу, они должны получить разрешение у вышестоящего начальства. А то начальство в свою очередь несет ответственность за того, кого взяли или хотят взять в разработку. Это уже его недочет. Понимаете? И естественно, начальник скажет: "Ребят, давайте мы дело замнем, я его предупрежу, чтобы он так не делал". И на этом все заканчивается. Если бы служба собственной безопасности подчинялась не министру, не начальнику главка или округа, а напрямую президенту, то была бы совсем иная ситуация. Как МВД может само себя сажать? То есть УСБ подчиняется руководству МВД. Это бред. Сам себя кусаешь за хвост, получается. Поэтому эту систему нужно выводить из подчинения МВД", - уверен эксперт.
Но в таком случае, по оценке Пашкина, процентов 90 начальников "пересажают".
"Кто тогда будет заниматься охраной общественного порядка? И именно поэтому УСБ занимается полицейскими, участковыми, операми, дознавателями, то есть низами. А наверх они лезут, только когда заявление придет официально. Коммерсантам, с которых тянут деньги, надо идти не в УСБ, а в ФСБ, она менее коррумпирована. Я сколько раз обращался в УСБ. Говорю - вот, взяточник, начальник. А там уходят от этого. В полицию сегодня, к сожалению, идут, чтобы обогатиться. У них низкий уровень образования, а фильтр на входе поставить можно путем полиграфа, например, путем более серьезного психологического обзора", - предлагает эксперт.
По данным Генпрокуратуры России, в 2017 году всего за коррупцию были осуждены 12 тысяч 200 человек, из них 729 человек - это сотрудники органов внутренних дел. В прошлом году 6885 привлечены к уголовной ответственности по делам о коррупции, 790 человек - это опять же сотрудники органов внутренних дел.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в свою очередь отмечает, что рост преступников в рядах МВД связан еще и с тем, что коррупционеров стали чаще разоблачать.
"Вся проблема тянется из 1990-х, когда сотрудники правоохранительных органов были не нужны. Поскольку тогда шел процесс приватизации, шло разворовывание. Экономические проблемы были. И выстраивалась система коррумпированных сотрудников. Раньше они были молодыми операми, теперь они стали генералами. Изменился и уровень мотивации прихода в полицию. Романтиков очень мало. Людей, которые идут защищать именно государство, - мало. Но они появляются. Мы проходим ту же самую историю, которую уже прошли европейские страны. Мы лечим болезнь постепенно. В том числе и оперативным путем. Борьба с коррупцией - это не шоу. Показывая огромные взятки, мы разрушаем людям мозг, веру в людей. Мы не показываем честных и порядочных, мы видим вокруг только предателей, воров, жуликов", - сетует эксперт.
Адвокат, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов замечает, что ранее такого повального взяточничества, рукоприкладства и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, не было.
"Был страх у сотрудников полиции - если они совершат преступление должностное, особенно будут покушаться на взятку или возьмут взятку, то тогда всей карьере придет конец. Все это знали. Сейчас такого контроля практически нет. И это всё расслабляет. Коррупцию в рядах МВД можно победить. Сотрудник с утра должен вставать и думать, выходя из дома, что в отношении него проводятся планово оперативно-розыскные мероприятия: наружное наблюдение, прослушивание. Плановое", - подчеркнул адвокат.
Пашкин добавил, что раскрываемость преступлений среди сотрудников МВД увеличилась за счет появления камер наружного наблюдения, мобильных телефонов.
"Работает прослушка, повышается техническая оснащенность, раскрываемость растет. Но качество оперативников упало. Они престали работать с агентурным аппаратом. Они вынуждены бумажной работой заниматься. Тут и сама реформа, конечно, сыграла роль. Те сотрудники, которые имели свое мнение, отстаивали принципы, стали неугодными, их просто выкинули за борт. И еще в МВД практически отсутствует общественный контроль. Хотя в законе это прописано. Но он не работает. Профсоюзы почему-то в этот контроль не включают. Зато входят и художники, артисты", - замечает эксперт.
По его мнению, профсоюзы могут указать на фальшь в документах, но это никому не нужно. Пашкин добавляет, что честному сотруднику сейчас очень тяжело в МВД, так как в рядах есть внутренняя иерархия коррупции.
"Тот же самый начальник отдела. Когда сотрудник заводит уголовное дело, ему нужно ехать к экспертам, получать справку медицинскую - 3-5 тысяч нужно положить в карту медицинскую. Иначе 6 месяцев будут делать. Для того чтобы сдать зачеты, сотрудники платят своим же по 6 тысяч рублей. Был опрос официальный среди сотрудников в Москве. Делался еще Якуниным, начальником главка. Даете ли взятки экспертам? Дают. Прокурорам? Дают, чтобы прокуратура не лезла. В Следственный комитет - дают, например, за возбуждение дела по факту нападения на сотрудника полиции. Где начальнику брать деньги? Естественно, берут с коммерсантов, которые идут и сами еще несут. Получается, что полиция снабжает деньгами и Следственный комитет, и прокуратуру, и экспертов-криминалистов, которые гражданские, кстати. Система сама порочна", - резюмирует эксперт, добавляя, что общественный контроль должен быть серьезнее.