Тайные смыслы внезапной поездки Путина на Ближний Восток: США ждёт неприятный сюрприз
На прошлой неделе президент России совершил внезапное турне в ОАЭ и Саудовскую Аравию. Эти визиты для многих стали неожиданностью – о них объявили буквально накануне. Путин в течение одного дня вместе с сопровождавшими его высокими лицами провёл переговоры с руководителями двух арабских государств. Встретили его помпезно, с особым уважением. А уже на следующий день он принимал в Москве президента Ирана Эбрахима Раиси. Подробности – в материале Царьграда.
Главные мотивы президентского турне в ОАЭ и Саудовскую Аравию – стратегическое сотрудничество в ключевых сферах и противодействие глобализму. Публично обсуждались следующие темы:
- углубление сотрудничества в переработке углеводородов и координация в рамках ОПЕК+;
- инвестиции в быстро растущий рынок России;
- внедрение новых компетенций в военно-промышленный комплекс, банковскую сферу, ИИ, авиастроение и космос;
- военно-техническое сотрудничество и проведение совместных военно-морских учений;
- межправительственные отношения и сотрудничество в сфере юстиции.
Итоги переговоров тет-а-тет неизвестны. Однако, по некоторым данным, обсуждалась и тема Украины, хотя она и не была основной.
Саудовская Аравия выразила готовность консолидировать усилия стран-миротворцев на базе БРИКС для усиления давления на преступный украинский режим. Обсуждались сроки и дорожная карта по присоединению новых стран к БРИКС и углубление кооперации внутри блока,
– пишет телеграм-канал "Это ещё не конец".
На последнем саммите БРИКС в ЮАР обсуждался вопрос присоединения к блоку новых стран. В частности, с 1 января 2024 г. в БРИКС войдёт и Саудовская Аравия с ОАЭ. Фото: Iranian Presidency/Keystone Press Agency/Global Look Press
Также циркулировала информация, что одним из основных вопросов была масштабная дедолларизация. Эр-Рияд активно к этому готовится. И диалог с русскими, которые активно продвигают данный нарратив, пришёлся как нельзя кстати.
Региону нужна стабильность
Ещё один любопытный момент – в составе русской делегации в переговорах в Саудовской Аравии участвовал руководитель "Росатома" Алексей Лихачёв. Ранее Вашингтон отказал Эр-Рияду в строительстве атомных станций. Поэтому неудивительно, что саудиты ищут замену стратегическому союзнику.
Вся эта церемония с салютом и солдатами на верблюдах показала Путину, что ему рады на всём Аравийском полуострове. И заодно показала другим арабам, с кем нужно сотрудничать в будущем. В Саудовской Аравии президента встретил сам король Сальман. По значимости это не уступает пышному приёму в Эмиратах. Король встретил Путина, несмотря на свой преклонный возраст и не очень хорошее состояние здоровья. Это многое значит,
– отмечает канал "Реалист".
ОАЭ, Саудовская Аравия и Иран со следующего года станут новыми странами – членами БРИКС. И им всем нужна стабильность в регионе. Почему тогда Россия, а не Китай, который является движущей силой БРИКС? Потому что Пекин – это больше про деньги. Россия же на примере Сирии показала, что может обеспечить безопасность и стабильность на Ближнем Востоке. Отсюда и весь символизм сопровождения борта Путина истребителями Су-35, олицетворяющими мощь русского оружия. Такие неочевидные мелочи имеют огромное значение для арабского мира. И Путин это понимает.
Сопровождение борта №1 звеном русских истребителей Су-35. Скриншот: ТГ-канал "Русские витязи"
Ставка сделана на Россию
Нарастание глобального противостояния уже более-менее чётко обозначило противоборствующие блоки. Сейчас США и всей западной коалиции противостоят Россия и Китай, КНДР и Иран. Фактически это уже сложившийся, пусть и неформально, военно-политический союз. И у других игроков в разных точках мира, тем более в таком важном регионе, как Ближний Восток, нет шансов остаться в стороне. Такое мнение в беседе с Царьградом высказал политический аналитик, публицист Юрий Голубь.
Царьград: – У той же Саудовской Аравии ещё со времён президентства Франклина Рузвельта были особые отношения с США. Что изменилось?
Юрий Голубь: – Эти отношения можно обозначить формулой "Нефть в обмен на безопасность". Противоборство с йеменскими хуситами с атаками на нефтедобывающую инфраструктуру Саудовского королевства ясно продемонстрировали, что США не справляются с этой ролью. Об этом говорят практически все политические поражения американцев за последние годы. И бегство из Афганистана, и тупиковый исход противостояния на Украине, и атака на Израиль, которую можно считать безусловным провалом американской архитектуры безопасности в регионе.
– При этом боевые действия в секторе Газа подорвали все усилия по выстраиванию отношений между арабскими странами и Израилем как ключевым союзником США в регионе.
– Да, растут противоречия, вырисовывается линия противостояния. И вполне естественно, что ставка сделана на союз с Россией. Путин себя очень неплохо зарекомендовал в ближневосточной политике. Прежде всего своей поддержкой президента Сирии Башара Асада. Хотя в этом конфликте с теми же саудитами мы оказались по разные стороны баррикад. Тем не менее Россия не бросила Асада, в то время как США бросили Афганистан и с большой долей вероятности могут бросить Владимира Зеленского. Мы же свои обещания выполнили. Сирия сохранилась как государство, выстояла действующая власть. И в ближневосточной политике это значит очень многое.
Именно сотрудничество с Россией помогло Башару Асаду сохранить власть и навести порядок в стране. Фото: kremlin. ru/Global Look Press
– О чём говорит визит Лихачёва?
– Саудовская Аравия считает себя ключевым игроком в регионе. Но мы знаем, что у Израиля есть ядерное оружие. Мы видим, что Иран также движется в этом направлении, пусть публично в этом и не признаётся. Да, атомную энергию можно использовать и для мирных целей. Саудовская Аравия, вероятно, хотела бы вступить в клуб если не стран, обладающих ядерным оружием, то хотя бы имеющих атомную энергетику. Фактически компетенции по строительству новых энергоблоков сохранились сегодня только у "Росатома". Это ещё один безусловный мотив дружить с Россией.
– Саудовский принц бен Сальман отложил визит в Лондон ради встречи с Путиным.
– Да, и скоро поедет в Москву. Возможно, этот визит прольёт ещё больше света на особенности российско-ближневосточной политики.
Что с того?
Отношения между ОАЭ и Саудовской Аравией, помимо незначительных приграничных споров, содержат и весомые противоречия в сфере экономики и безопасности. ОАЭ стали одним из важнейших финансовых центров мировой экономики, в то время как Саудовская Аравия до сих пор, несмотря на все усилия, сильно зависит от колебаний цен на нефтяном рынке. Для Эр-Рияда соперниками на Ближнем Востоке являются Иран и Турция вместе с Катаром, а в Абу-Даби сохраняют более сбалансированные отношения со странами региона.
И если с Эр-Риядом Москву связывают отношения в рамках ОПЕК+, в сфере добычи нефти, то ОАЭ стали одним из важных хабов в процессе перераспределения транспортных и финансовых потоков нашего экспорта и импорта. Поэтому уже очевидны вопросы, которые могли обсуждаться сторонами за закрытыми дверями.
Скоро наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд приедет в Москву. Американцам стоит напрячься: русские и саудиты могут договориться как о дальнейшем сокращении объёмов добычи нефти, так и принять важные решения геополитического характера, которые отразятся на всём Ближнем Востоке. Фото: Naveen Sharma/Keystone Press Agency/Global Look Press
Это действия в рамках попыток Запада помешать взаимовыгодному экономическому сотрудничеству, пути развития новых сфер отношений в рамках расширения БРИКС. Россия к тому же обладает технологиями, явно небезынтересными для монархий залива. Не считая атомной промышленности, это и космическая сфера, и военные разработки, пояснил для Царьграда военный эксперт, аналитик Сергей Простаков:
Не могли не затронуть стороны и вопросы безопасности в условиях палестино-израильского конфликта. Помимо прочего, уже возникла угроза судоходству в Красном море и через Суэцкий пролив из-за действий союзных Ирану йеменских хуситов. Это может стать проблемой для всей мировой экономики, и Россия не может не иметь свою точку зрения по данной теме, особенно учитывая её отношения с Ираном. И это Путин явно обсуждал с Раиси.
Поэтому визит нашего президента на Ближний Восток ещё и нёс огромный посреднический потенциал. А как всё это будет реализовано на практике, покажет время. Без сюрпризов, скорее всего, не обойдётся.