Румыния. Надежда на Церковь
Мы привыкли воспринимать Румынию как страну цыган, родину Дракулы и Чаушеску. В действительности же цыган в Румынии проживает не более 600 тыс., Дракула – лишь небольшой туристический манок, а Чаушеску давным-давно канул в Лету. Сегодня Румыния – крупнейшая страна на юго-востоке Европы, ее население на 87% принадлежит Православной Церкви, однако сама страна волей случая попала под власть еврочиновников и рискует лишиться остатков независимости. Тем не менее шанс у Румынии есть, но этот шанс сохраняют не партии, а люди в этих партиях.
Особенность истории Румынии в том, что фактическую независимость с точки зрения современной истории страна получила относительно недавно. Реальная государственность Румынии как таковой начала формироваться лишь в рамках Османской империи, причем уже на том этапе, когда сама Османская империя уверенно двигалась к своему концу. Лишь в 1859 году на территории современной Румынии начала формироваться румынская автономия на землях объединенной Валахии и Молдавии. О претензиях на независимость Румыния, как княжество, объявила во время очередной русско-турецкой войны в 1877 году. В 1881 году было образовано Королевство Румыния, которое возглавил Кароль I.
В Первую мировую войну румыны, сначала сохранявшие нейтралитет, в 1916 году все-таки вступили в войну на стороне Антанты, причем сделали это на фоне успехов русской армии. Однако немцы успешно осуществили переброску войск, и в скором времени большая часть Румынии была оккупирована. От полного разгрома Румынию вновь спасла Россия, перебросив на Восточный фронт армию. В 1917 году в Российской империи началась смута, и войска, поддерживающие румынскую армию, все реже вели активные боевые действия. Однако уже к 1918 году судьба Германии и ее союзников была предрешена, и румыны вновь вступили в войну. По итогам войны Румыния сделала два приобретения: Трансильванию румыны отняли у Австро-Венгрии, а Бессарабию, до того входившую в состав Российской империи, забрали у бывших союзников.
За небольшой промежуток времени между двумя мировыми войнами Румыния успела пройти путь от парламентской республики до королевской диктатуры. В 1940 году советские войска вернули себе часть Бессарабии и заняли Северную Буковину. В 1941 году Румыния выступила против СССР на стороне Третьего рейха. Румыны участвовали в оккупации Одессы, а своим территориальным приобретением стали считать Молдавскую ССР, части Одесской, Николаевской и Винницкой областей и Буковину.
В 1944 году, когда судьба очередного румынского союзника была предрешена, страна вновь сменила сторону и вступила в войну против Германии на стороне СССР. Румынская армия помогала советским войскам освобождать от нацистов Венгрию и Австрию. По завершении войны Румыния, как и другие страны Восточной Европы, оказалась под влиянием СССР и вступила в социалистический блок.
Однако следует признать, что тяга румын к независимости сохранилась у них даже при достаточно навязчивом советском союзничестве. Уже в 1965 году к власти в стране приходит Николаэ Чаушеску, который проводит достаточно независимую от СССР политику. Румыния даже выступает с осуждением ввода войск СССР в Чехию в 1968 году и поддерживает дипломатические отношения с Израилем, несмотря на шестидневную войну 1967 года.
Результатом этой национальной особенности румын и их стремления к самостоятельности стало предоставление стране режима наибольшего благоприятствования в торговле с Северо-Американскими Соединенными Штатами. Этот режим был введен для Румынии в 1974 году. К 1981 году Румыния уже была должна международным финансовым структурам, в том числе Международному валютному фонду и Международному банку, более $10 млрд, в результате чего политика Румынии стала диктоваться извне. (Отметим особенности финансового сотрудничества с САСШ!)
Однако в том, что Румыния погрязла в долгах, сами румыны лишь частично винили себя и свое правительство и не забывали обвинять СССР, который, к слову, практически не препятствовал самостоятельности Румынской Республики.
Как только Румыния выплатила свой долг, случилась румынская революция 1989 года, Чаушеску свергли и расстреляли, а власть перешла в руки Фронта национального спасения. Румыния, как чуть позже и Россия, через кровь и утрату суверенитета входит в мир западной демократии и «свободы».
В 2004 году Румыния присоединяется к НАТО, в очередной раз сменив союзников, а в 2007 году входит, одновременно с Болгарией, в Евросоюз. Таким образом, достигается главная цель, которую поставил перед собой первый румынский президент Ион Илиеску, выбранный еще в 1990 году и занимавший свой пост три срока подряд.
Несмотря на то что Румыния сама вступила в НАТО и самостоятельно добилась вступления в Евросоюз, ее вечная тяга к независимости сыграла с ней плохую шутку. В 2014 году на пост президента Румынии вступает немец – Клаус Вернер Иоханнис. В его поддержку в течение года до выборов работала как внутрирумынская либеральная пропаганда, так и внешнеевропейская пропаганда. Причем его оппонента представляли таким образом, что румыны были поставлены перед ложным выбором: либо продолжение евроинтеграции, либо коммунизм и подчинение России. Сам Иоханнис, до того как занять президентский пост, не представлял собой ничего особенного, являясь мэром небольшого городка (население менее 200 тыс.) в Трансильвании. За год до выборов Иоханнис вступил в одну из крупнейших румынских партий – Национал-либеральную, а затем был поддержан еще и Демократической либеральной партией.
Парадоксальным образом более национальное настроение социал-демократов, кандидат которых набрал во втором туре 45% голосов, сыграло с ними плохую шутку. Противники реальной независимости Румынии сделали акцент на том, что социал-демократическая партия является наследником коммунистического режима и толкает Румынию в объятия России. Не помогла Виктору Понту (кандидату от социал-демократов) и поддержка Румынской Православной Церкви, которая прямо выступила на стороне социал-демократов.
Чем же грозит Румынии победа либерального блока? Во-первых, Румыния оказывается во власти транснациональных компаний и уже не может проводить самостоятельную промышленную политику. Во-вторых, в Румынии, где государство официально финансирует Православную Церковь, уже начали обсуждать отлучение Церкви от бюджета. Новому президенту-лютеранину Православие совершенно не нужно и не интересно, как не интересны и интересы 87% граждан, считающих себя православными. В-третьих, Румыния лишается самостоятельной позиции в общеевропейских политических институтах власти.
Единственное, что может удержать Румынию от полной утраты независимости – особый менталитет политически активных группировок. Они предпочитают не создавать собственные партии, а вступать в те или иные уже существующие политические движения и перекраивать их на свой лад. Когда более национально ориентированными становятся либералы, там собираются бывшие функционеры времен Чаушеску, имеющие большой вес и связи. Когда более демократическими становятся социал-демократы, они получают поддержку от дельцов и бизнесменов первой волны послереволюционного времени, то есть 1990-х годов.
Единственной же реальной надеждой Румынии на независимость и сохранение суверенитета является Румынская Православная Церковь, которая доказала это в том числе и поддержкой проигравшего кандидата Виктора Понта, стремившегося ограничить в Румынии власть Брюсселя и Вашингтона и названного за это коммунистом. Румынская Православная Церковь, помимо сохранения независимости и свободы, может дать Румынии и еще один исторический и геополитический шанс – шанс на сохранение ровных и доброжелательных отношений с Россией, чему явно не способствуют учения румынского флота в составе НАТО недалеко от Крымского побережья Черного моря. Дай Бог, чтобы румыны этого шанса не упустили.
Фото: Vadim Ghirda/AP/ТАСС