QR под кожу: информацию о вакцинации начали вживлять. Пока добровольно
Швеция – "передовая страна", не раз служившая европейским полем экспериментов. Сейчас там в частном порядке проводят опыты по массовому вживлению чипов с личной информацией прямо под кожу рук – или любого другого органа, зависит только от вкусов субъекта. Ерунда, молодёжное увлечение – но сколько раз такие увлечения постепенно становились нормой, а потом и законом? Царьград показывает опасность "невинного увлечения" шведов.
Многие тысячи шведов вживили себе под кожу рук крохотные чипы, содержащие информацию об их COVID-статусе. При близком контакте со сканером эти данные передаются на устройство чтения – точь-в-точь как при бесконтактной оплате в магазине, это одна и та же технология NFC. В стране, проигнорировавшей всемирную ковид-истерию, это тоже можно считать насмешкой над пандемией: карнавализация проблемы, лёгкий биохакинг, "всё своё ношу с собой" и так далее.
"Это казалось слишком"
Окно Овертона только открывается: ни о каких государственных программах речи пока не идёт. Подзаголовки СМИ типа "В Швеции гражданам начали вживлять под кожу чипы с COVID-паспортами" – лукавы: может создаться впечатление, что это инициатива стокгольмского правительства. Нет – перед нами проект бельгийской компании Epicenter, занимающейся подобными имплантациями с 2015 года. За образец взято, разумеется, чипирование животных. Глава "Эпицентра" Патрик Местертон не видит ничего ужасного в переносе этого опыта на людей:
Сначала это казалось слишком даже для меня. Но ведь имплантируют люди кардиостимуляторы – а это куда более серьёзная вещь.
Фокусник Местертон походя приравнивает необходимое для выживания устройство к модной игрушке.
Отвергать любую имплантацию – это суеверие, в которое впадают, например, "Свидетели Иеговы" (признаны в России экстремистской организацией), не позволяющие переливать кровь больным детям. Если наука даёт нам возможность продлить жизнь, особенно жизнь полноценную, – было бы странно игнорировать её возможности. Сейчас, например, идёт отработка великой технологии, возвращающей подвижность людям с травмами спинного мозга. Технология эта связана, в числе прочего, и с вживлением в мозг наночипов, но кто бросит камень в подобную разработку?
Самым распространённым в мире имплантом (после стоматологических) являются разновидности "торпедо" – один из способов борьбы с алкоголизмом. Эта процедура хотя бы временно спасла от страшного наркотика, думается, миллионы людей – и спасибо большое учёным за то, что она существует.
Приравнивать к этим вещам втыкание под кожу ненужных, навязанных кусков кремния с металлом – это верх цинизма.
"Можешь меня поцеловать"
"Удобная" пластинка под кожу в какой-то момент может стать обязательной для всех граждан или значительного их количества.
Игрушку эту активно продвигают: так, сотрудники "Эпицентра" ещё с доковидных времён регулярно устраивают вечеринки для желающих сделать имплантацию.
Но если изначально вживление чипов рассматривалось скорее как баловство, а записывали на них чаще всего просто личные либо же банковские данные, то с широким распространением "зелёных пропусков", одной из разновидностей которых являются QR-коды, рука с чипом стала реальной "путёвкой в активную жизнь". Как в чёрном анекдоте: "Нет ручек – нет конфетки".
Сама по себе "цифровизация тела" – давно не новость. Ещё 15 лет назад у японской молодёжи вошли в моду временные татуировки в виде штрих-кода, который можно расшифровать специальным сканером. За штрих-кодами крылись разнообразные фразы от "Долой войну" до "Можешь меня поцеловать". Летом 2021 года по Москве и Петербургу распространилось поветрие QR-татуировок: особым шиком считалось предъявить на входе в клуб действующий QR-код на каком-нибудь неожиданном участке тела.
И вот теперь – чипы с той же информацией: "Я вакцинирован, пустите меня".
Две стороны медали. Обе – грязные
Во-первых, это просто опасно в медицинском смысле – как и любое хирургическое вмешательство, тем более не вызванное необходимостью. Всегда ли будут обеспечены стерильность чипа и инструмента, всегда ли под рукой квалифицированная помощь на случай отторжения импланта?
Во-вторых, это опасно и в духовном смысле. Руководитель отдела идеологии "Первого русского", член Информационной комиссии Московской епархии Русской Православной Церкви Михаил Тюренков уточняет, что само по себе "медицинское чипирование" напрямую не является ни "печатью антихриста", ни отступлением от веры, однако несёт в себе ряд потенциальных опасностей. Так, Тюренков уверен:
Для начала – это вторжение в частную жизнь человека уже не просто посредством внешних инструментов, но при помощи такого средства контроля, от которого человек уже не может избавиться сам. Если бы, положим, подобное средство имелось у ранних большевиков, то всех верующих, посещающих храмы, было бы куда легче поставить на контроль, а при "революционной необходимости" – изолировать и ликвидировать. Но можем ли мы в сегодняшних условиях быть уверенными, что застрахованы от новых гонений?
И можем ли быть уверенными, что в какой-то момент не случится сказанное в Апокалипсисе, и без определённого начертания "никому нельзя будет ни покупать, ни продавать" (кроме получивших это начертание, отрекшись от Христа и христианской веры)? А именно последнее и есть та самая апокалиптическая "печать антихриста", являющаяся одним из главных признаков Последних времён, того самого Конца света, о котором говорится в Священном Писании.
Сама по себе шведская мода, конечно, едва ли приблизит апокалипсис, но она открывает возможности – куда более интересные, нежели безопасные.
Будущее задаёт вопросы
Нет никаких сомнений, что через несколько лет идентификация, например, пассажиров в аэропортах многих стран мира будет осуществляться в том числе и через NFC-чипы, причём без ограничений по физическому носителю: хочешь – прикладываешь телефон, хочешь – карту, хочешь – палец или куда там зашито твоё "второе я".
Новые технологии ставят перед человечеством новые вопросы, и ответ на многие из них очень труден.
Информационные импланты – чрезвычайно удобный способ всегда иметь при себе критически важную информацию. Запрещать людям вводить себе чипы практически невозможно (нет хуже закона, чем закон, который легко обойти), но вправе ли государство считать подкожный "паспортный" чип реальным удостоверением личности, действительным даже в отсутствие традиционного документа?
Насколько этично "чипирование" людей с ментальными заболеваниями – таких "потеряшек" находят во множестве без всяких документов, а наличие в каком-то фиксированном месте чипа или татуировки с личными данными действительно помогло бы возвращать их домой.
Можно ли вести речь о какой-то форме "чипирования" или, как рассказывал о действии вакцины директор института Гамалеи Александр Гинцбург, "маркирования" крови (чип вырезать легко, изменить состав крови крайне сложно) особо опасных преступников – в первую очередь педофилов?
С какого возраста подросток сможет самостоятельно принимать решение о вживлении чипа?
И так далее, и тому подобное.
Что с того?
Очевидно, что на Западе и в России ответы на большинство этих вопросов будут разными. При всей своей научной изобретательности мы более консервативны во внедрении новых разработок. Иногда это плохо (читайте о том, сколько времени уходит на реализацию военных изобретений), иногда, как в данном случае, – хорошо.
Нам в России очевидно, что человек, единственный и неповторимый сам по себе, не нуждается в "улучшениях", если того не требует состояние его здоровья. Что его личные данные не должны быть доступны любому мерзавцу с NFC-сканером. Что сегрегация по принципу вакцинированности вообще недопустима.
И в то же самое время мы обожаем подражать Западу, особенно когда это подражание приносит огромные прибыли монополистам – например, из сколковской организованной группы. Нет сомнений, что определённые силы, связанные с вроде бы отставленными, но не потерявшими влияния Аркадием Дворковичем, Анатолием Чубайсом и их окружением, постараются узаконить "невинную" шведскую игру в подкожного куара.
Но они не пройдут.