Ответила за всех: Девушке, которая пришла к Богу, просят смягчить приговор
Адвокат осуждённой Анфисы Скубко, которой пришлось заплатить свободой за преступление сбежавшего от суда ухажёра, подготовил апелляционную жалобу на суровый приговор. О снисхождении к девушке, во время трудных испытаний обратившейся к Господу, попросил и епископ Переславский и Угличский Феоктист.
7 ноября Мещанский суд столицы вынес суровый приговор 27-летней Анфисе Скубко, которая обвинялась по "тяжёлой" статье Уголовного кодекса – о распространении наркотиков в составе преступной группы: 13 лет лишения свободы. Да, ей дали на три года меньше, чем запрашивал прокурор, но всё же – очень жёстко.
Сама девушка вину полностью отрицала. Её защита утверждает, что обвинение было построено лишь на показаниях закладчика и переписке, которая велась от её имени с неизвестного номера, при том, что главные обвиняемые, бывший мужчина Анфисы и ещё один распространитель наркотиков, подались в бега сразу после вердикта присяжных.
По словам защиты, обвинение было построено лишь на показаниях закладчика и переписке в телефоне от имени девушки. Фото: Alexander Legky/Global Look Press
Амфетамин вместо кофейных зёрен
...Когда в 2019-м Анфиса Скубко, выпускница экономического вуза, успевшая к тому времени попробовать себя в IT-сфере и менеджером проектов, познакомилась с Александром Кистенёвым – мужчиной старше её, владельцем сети кофеен (так он ей представился), – казалось, что вот оно, женское счастье. Добрый, отзывчивый, галантный. Смущало, конечно, что у него "где-то там" есть жена и маленькая дочка. Но, во-первых, он уверял, что те отношения закончились, поскольку не сложились, а во-вторых, что поделаешь – сердцу-то, как говорится, не прикажешь.
Словом, закрутился роман. Они стали жить вместе. И идиллия, которую она себе придумала, начала потихоньку рушиться, стачиваясь о быт. Саша оказался не таким и хорошим.
Как она сама рассказывала впоследствии на допросах, уже будучи задержанной, "отношения у них были странные, поскольку он оказывал периодически на неё психологическое давление, иногда применял физическое насилие, и она боялась". Плюс ей стало известно, что Александр периодически употреблял наркотики (марихуану). Ещё Кистенёв имел полный доступ и к её телефону, и к аккаунтам в соцсетях и мессенджерах и, главное, пользовался ими, объясняя это некоей секретностью.
Как бы там ни было, летом того же 2019 года они поехали отдыхать в Сочи. И, когда вернулись, их задержали по обвинению в создании интернет-магазина наркотиков, которые, по версии следствия, хранились на складе, где вообще-то должны были, как уверял Кистенёв, находиться вещи, связанные с его бизнесом.
Оказалось, что за время их отсутствия оперативники наркоконтроля в Бобровом переулке (Красносельский район) взяли некоего закладчика по фамилии Стрельцов с десятью пакетиками мефедрона. Провели у него обыск, обнаружили ещё полсотни расфасованных доз. Он-то и рассказал, что зелье брал в местах, указанных ему Кистенёвым, а потом развозил их на своём Hyundai Solaris по "нужным" адресам. Задания, заявил Стрельцов, он получал через мессенджер "Телеграм" либо от самого Кистенёва, либо от аккаунта под именем Анфиса.
Вот, собственно, и всё.
Включить iPhone, с которого велась переписка, как отмечали следователи по делу, представленный позже в ходе судебного процесса, чтобы подтвердить эти утверждения (причём по требованию стороны защиты, а не обвинения), не удалось. И потому, уверен адвокат Анфисы Константин Ерохин, аппарат нельзя было предъявлять в качестве вещдока. Но тем не менее это было сделано.
"Господь услышал молитвы"
...В начале сентября Анфису Скубко поместили в ИВС. И вот тогда, когда казалось, что жизнь закончилась вместе с лишением свободы, она впервые обратилась к Богу, хотя до тех пор не считала себя верующей.
Анфиса Скубко пришла к Богу, когда подверглась тяжёлым испытаниям. Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press/Global Look Press
Она молилась. Просила отпустить её домой, обещала быть хорошей и никогда не оступаться. И, наверное, Анфису услышали.
Через два дня суд отправил Кистенёва в СИЗО. А вот Анфису Скубко отпустили под домашний арест – пусть не на свободу в полном понимании этого слова, но, по крайней мере, не заперли в камере. Возможно, именно это и укрепило её веру.
Потом она исповедалась. А через некоторое время получила послабление в режиме содержания: ей разрешили посещать храм.
А когда обвинительное заключение направили в суд, троих фигурантов дела – Скубко, Кистенёва и Карева (приятеля Кистенёва, задержанного позднее) – выпустили под подписку о невыезде. Причиной тому стало скорее не какое-то благоволение судей, а банальное истечение срока содержания под стражей. Суд, кстати, дважды возвращал дело обратно прокурору – "для устранения препятствий его рассмотрения судом": в августе 2020-го и в июне 2022-го. Это довольно удивительно, поскольку дела по наркотикам называют "двухходовыми", то есть такими, где, как правило, всё очевидно и понятно.
Впрочем, речь о другом.
Получив возможность передвигаться по городу, Анфиса стала посещать церковь священномученика Антипы, завела ТГ-канал, где делилась своими мыслями о вере и пути к Всевышнему, взялась устраивать благотворительные выезды в детдома, вела передачу на радио "Вера", подкасты журнала "Фома".
Как она сама говорила, пришла к главному – к Богу. К Вере. К осознанию того, что с ней произошло.
Получив возможность передвигаться по городу, Анфиса начала посещать церковь священномученика Антипы. Фото: liveinmsk.ru
Между тем закладчик Антон Стрельцов заключил досудебное соглашение, дело в отношении его было выделено в отдельное производство. Он уже получил, согласно приговору Мещанского районного суда Москвы от 26 февраля 2021 года, шесть лет лишения свободы. То есть, учитывая срок, проведённый под стражей, имеет шансы выйти на свободу примерно через год.
Бывший мужчина Анфисы, Александр Кистенёв, и его подельник, некий Карев, скрылись, узнав о вердикте присяжных, признавших их виновными. По некоторым данным, сейчас они прячутся в Армении.
В итоге отвечать за всё и всех пришлось ей – Анфисе Скубко. И ей дали 13 лет колонии.
Что с того?
Епископ Переславский и Угличский Феоктист в своём обращении на имя судьи Мещанского райсуда Москвы называет Анфису Скубко "воцерковленной православной христианкой", вспоминая, что их знакомство состоялось во время съёмок видеоподкаста журнала "Фома" – "Райсовет". Потом общение продолжилось – и личное, и в соцсетях.
Епископ Переславский и Угличский Феоктист просит смягчить приговор девушке, учтя произошедшие в её жизни изменения. Фото: Переславская епархия
Я знаю, что Анфиса Владимировна регулярно посещала храм священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе и что она благодаря своей открытости и неравнодушию курировала многие социальные проекты общины этого храма,
– отмечает епископ Феоктист.
Владыка, подчёркивая, что не обладает всей полнотой информации о жизни Анфисы Скубко до её воцерковления и не знаком с материалами самого уголовного дела, тем не менее просит в ходе рассмотрения апелляции "учесть произошедшее в последние годы изменение жизни" осуждённой девушки и рассмотреть возможность смягчения вынесенного ей приговора.
Мы, как и епископ Феоктист, тоже не знаем точно, виновна Анфиса Скубко в том деянии, которое ей инкриминировалось (а распространение наркотиков – преступление тяжкое), или нет. В деле всё представляется, мягко говоря, не так однозначно.
Но всё же. Приговор суда должен символизировать прежде всего справедливость. А вот ощущения, что она, та самая справедливость, восторжествовала, нет. Главный злодей, если принимать позицию стороны обвинения, на свободе – живёт и здравствует. А осуждённой Скубко придётся отбывать срок, получается, и за него тоже.