Израиль – Иран – Сирия: скрытая война на три фронта
В середине апреля израильские ВВС совершили налёт на Сирию, поразив, как утверждается, её системы ПВО и позиции проиранских формирований в ответ на падение сирийской ракеты вблизи израильского ядерного реактора Димона. Что стоит за этими атаками?
В середине апреля 2021 года регион Ближнего Востока загорелся из-за запуска ракеты с сирийской территории, направленной в глубину Израиля, которая взорвалась на расстоянии 30 километров от секретного ядерного объекта.
Предупредительные сирены прозвучали незадолго до того, как в районе Димоны раздался взрыв. Сообщений о травмах и повреждениях не поступало.
В израильской армии заявили, что эта ракета была одной из многих, которые были нацелены на израильский самолёт. В ответ он атаковал несколько батарей ПВО в Сирии.
В своём кратком заявлении уполномоченные лица добавили:
Армейские силы наблюдали за запуском ракеты "земля – воздух" из Сирии, которая приземлилась в районе Негева... В ответ израильская армия нанесла удар за несколько минут до батареи, из которой ракета и другие ракетные батареи класса "земля – воздух" были выпущены на территорию Сирии.
С другой стороны, сирийская армия заявила, что израильские ракеты были нацелены на объекты вокруг столицы Дамаска – и что большая часть этих ракет была встречена и сброшена, но четыре сирийских солдата были ранены, и что был нанесён "некоторый материальный ущерб".
Сирийская обсерватория по правам человека, базирующаяся в Соединённом Королевстве, сообщила, что израильские ракеты поразили базу ПВО в городе Дамир, в 40 километрах к северо-востоку от Дамаска.
Считается, что в этом районе находятся склады оружия, принадлежащие поддерживаемым Ираном ополченцам, сражающимся с сирийской армией в гражданской войне в стране.
Недавние сообщения показали, что Израиль усилил свою противовоздушную оборону вокруг Димоны и порта Эйлат на Красном море в ожидании возможного нападения поддерживаемых Ираном сил в регионе, включая сирийские силы.
Напряженность в отношениях между Израилем и Ираном остается высокой. Последний обвиняет Израиль в причастности к диверсионной атаке в начале этого месяца на заводе по обогащению урана в Натанзе, о которой Израиль не объявил. Однако израильские сообщения со ссылкой на источники в израильской разведке "Моссад" заявили, что это нападение было операцией, проведённой агентством.
Считается, что израильский ядерный реактор Димона производит ядерное оружие. Однако Израиль не подтвердил и не отрицал обладание ядерным оружием в свете своей политики "двусмысленности".
С момента начала войны в Сирии в 2011 году Израиль регулярно совершал рейды в Сирии.
В прошлом месяце израильские воздушные удары "были нацелены на два склада боеприпасов, принадлежащих иранским ополченцам, сражавшимся на стороне правительства Дамаска в нескольких километрах от аэропорта Дамаска, к югу от столицы", согласно заявлению Сирийского наблюдательного центра по правам человека. В израильской армии от комментариев отказались.
Обсерватория добавила, что в конце февраля израильские воздушные удары были нанесены по району Сайеда Зейнаб, к югу от Дамаска, где расположены "Стражи исламской революции" и ливанская "Хезболла", но о раненых не сообщалось.
Появляется долгая и необъявленная скрытая война между двумя наиболее непримиримыми противниками на Ближнем Востоке.
Иран обвинил Израиль в причастности к загадочному взрыву в начале апреля 2021 года, который отключил электричество на его заводе по обогащению урана в Натанзе.
Израиль публично не заявил, что скрывалось за тем, что Иран назвал "актом саботажа". Однако американские и израильские СМИ цитировали израильских официальных лиц, которые заявили, что он был осуществлён израильской службой внешней разведки "Моссад". Иран пообещал принять ответные меры "в любое время по своему выбору".
Это не был единичный инцидент, так как он произошёл вслед за постепенной эскалацией взаимных враждебных действий между двумя странами, которые были частыми в контексте эскалации тайной войны между ними, несмотря на то что они были заинтересованы – пока что – в том, чтобы избежать всеобъемлющего конфликта, который будет очень разрушительным для обеих стран.
Эту "скрытую войну" можно разделить на три разных фронта.
1. Ядерная программа Ирана
Израиль не верит в неоднократные утверждения Ирана о том, что его ядерная программа является чисто мирной программой. Он убеждён, что Иран тайно работает над созданием ядерных боеголовок с целью использования их в своих баллистических ракетах.
Выступая во время визита министра обороны США Ллойда Остина, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сказал:
На Ближнем Востоке нет угрозы более серьёзной, опасной и более неотложной, чем та, которую представляет фанатичный режим в Иране.
Посол Израиля в Лондоне Ципи Хотовели также заявила BBC во вторник, что
Иран никогда не прекращал работы по разработке ядерного оружия и ракет, способных нести его. Стремление Ирана к ядерному оружию... представляет угрозу для всего мира.
Исходя из этого убеждения, Израиль продолжал осуществлять серию односторонних секретных и необъявленных действий в попытке замедлить или парализовать иранскую ядерную программу.
Эти действия включают внедрение вируса на компьютеры, работающие в иранской программе под названием Stuxnet, которая была впервые обнаружена в 2010 году после отключения иранских центрифуг. В более ранние времена несколько иранских учёных-атомщиков погибли при загадочных обстоятельствах.
В ноябре 2020 года был убит видный деятель иранской ядерной программы Мохсен Фахризаде. Фахризаде был не просто крупным специалистом в области ядерной техники, но и высокопоставленным членом "Корпуса стражей исламской революции". Израиль считает, что именно он руководит секретной "военной" стороной иранской ядерной программы.
Возможно, эта программа достигла опасной стадии. В 2015 году Иран подписал ядерное соглашение с рядом стран, названное Совместным всеобъемлющим планом действий, согласно которому наложенные на него экономические санкции были отменены в обмен на согласие на строгую программу инспекций его объектов.
Однако в 2018 году президент США Дональд Трамп вывел свою страну из соглашения, наложив чрезвычайно жёсткие экономические санкции против Ирана, который ответил постепенным нарушением условий соглашения, особенно в области обогащения урана, который в значительной степени является химическим элементом, который можно использовать для производства ядерной энергии или для производства ядерного оружия, поскольку процесс обогащения превысил пределы, разрешённые соглашением.
Нынешний президент США Джо Байден хочет вернуть Соединённые Штаты к соглашению, но при условии, что Иран вернётся к полному соблюдению его условий. Однако Иран сначала говорит:
Нет, мы вам не доверяем, и мы полностью подчинимся, как только санкции будут сняты.
Чтобы выйти из этого тупика, в Вене прошли переговоры с участием ряда стран, однако Израиль не считает, что ядерное соглашение в его нынешнем виде заслуживает возрождения. Майкл Стивенс, аналитик по Ближнему Востоку из Королевского института объединённых служб в Лондоне, говорит, что недавние действия Израиля – это попытка саботировать ядерные переговоры.
Он объясняет:
Израильтяне в одностороннем порядке пытаются сбить иранскую ядерную программу с её курса, что представляет собой опасную игру, хотя это технически впечатляет. Во-первых, эти усилия Израиля могут подорвать позицию США на переговорах – в то время, когда Соединённые Штаты пытаются вернуться к ядерному соглашению с Ираном.
И он продолжает: "Но, во-вторых, иранцы могут искать ответ посредством организованных атак против интересов Израиля во всём мире. Израиль доказал, что он способен запутать иранскую программу, но какова цена?"
2. Морское судоходство
В последнее время в море происходили странные вещи. Ранее в этом году принадлежащее Израилю грузовое судно MG Helios было серьёзно повреждено при проходе через Оманский залив. В результате аварии в корпусе корабля образовались две большие пробоины. Израиль поспешил обвинить "Корпус стражей исламской революции", отрицая свою причастность.
В апреле иранское судно "Савиз", пришвартовавшееся в Красном море, получило повреждение корпуса, предположительно, в результате взрыва морских мин.
Израиль и возглавляемая Саудовской Аравией коалиция в соседнем Йемене считают, что "Савиз" предоставлял логистические услуги в качестве "главного корабля", с которого Иран предоставляет эти услуги своим союзникам-хуситам в Йемене. Скоростные катера, пулемёты и сложные антенны связи обнаружены на борту корабля, который, по словам Ирана, используется в мирных и законных целях, и обвинил Израиль в ответственности за нападение.
Согласно сообщениям в американских СМИ, за последние 18 месяцев израильские силы нанесли удар по меньшей мере 12 кораблям, направляющимся в Сирию с иранской нефтью и военными грузами.
3. Сирия и Ливан
Тот факт, что Сирия находится в состоянии войны в пределах своих границ в течение последних десяти лет, отвлёк внимание от военных действий Израиля в этой стране. Гражданская война там открыла двери для массового притока иранских военных "советников" из "Стражей исламской революции", которые тесно сотрудничают с союзником Ирана, ливанской "Хезболлой", для поддержки режима президента Сирии Башара аль-Асада.
В некоторых случаях КСИР решился развернуться недалеко от границы с оккупированными Израилем Голанскими высотами.
Израиль, в частности, предупреждает, что Иран поставляет высокоточные снаряды и ракеты своим доверенным лицам в районах, которые угрожают израильским городам в пределах досягаемости данных видов оружия. Было нанесено большое количество ударов с воздуха по базам этих ракет и линиям материально-технического снабжения в Сирии, но пока со стороны Ирана практически не было никакой ощутимой реакции.
Подводя итог, мы делаем вывод из вышеизложенного, что основная черта, которая скрывается за этой тайной войной, – это то, что мы могли бы назвать политикой на краю пропасти. Ни одна из сторон (в этом конфликте) не может позволить себе выглядеть слабой. Однако и Израиль, и Иран знают, что они должны тщательно выверять свои действия, чтобы не спровоцировать полномасштабную войну.
Что касается ядерного аспекта, стало ясно, что израильская разведка смогла в значительной степени проникнуть в иранскую безопасность, полагаясь как на своих агентов, так и на киберэлектронное оружие для преодоления иранских контрмер.
С морской стороны географическое положение Израиля оказало негативное влияние на его возможности в этом отношении, поскольку он имеет хороший доступ к Красному морю через морской порт в Эйлате, но в более отдалённых районах Иран имеет преимущество, благодаря его обширным побережьям вдоль Персидского залива и его прокси-хуситам в Йемене.
В Сирии и Ливане у Ирана всегда была возможность использовать своих доверенных лиц для нанесения ракетных ударов по Израилю, но это очень рискованный вариант. Поскольку Израиль ясно дал понять масштабы своего ответа и то, где он может нанести ущерб в Иране.
Джон Рен, эксперт по трансграничному терроризму в Международном институте стратегических исследований, говорит, что превосходные разведывательные возможности Израиля означают, что Иран должен довольствоваться "насильственными" ответами через своих доверенных лиц. И он добавляет:
Иран расстраивает то, что его лучшим партнёром в нанесении удара по Израилю является "Хезболла", но его вмешательство было бы шагом эскалации, который может вовлечь "Хезболлу" в войну, которой Иран хочет избежать.
У иранцев обычно есть некоторые особые преимущества, отвечающие их интересам, но они были нейтрализованы в конфликте с Израилем, поскольку израильтяне быстро двигаются и имеют возможность погружаться необычайно глубоко. И когда они решают нанести сильный удар, как они это делают в Сирии, они наносят сильный удар.
Материал об истинном смысле происходящего за пределами нашей страны предоставлен Аналитической группой "Катехон".