Центробанк запутался в математике
Высшая математика таргетирования инфляции Центробанка оказалась далека от элементарной алгебры
2+2 — это, наверное, четыре, а, может быть, 3,5. Но уж точно с высокой долей вероятности где-то приблизительно больше двух. Высшая математика таргетирования инфляции Центробанка оказалась далека от элементарной алгебры. Сначала целью стали заветные 4%. Потом, когда чиновники ЦБ поняли, что проскочили, решили уточнить формулировку и стали говорить, что таргет вблизи 4%.
Сергей Катасонов, депутат Госдумы:
Если вы на протяжении последних лет так стремились к цифре в 4%, у меня к вам простой вопрос: а почему мы проскочили-то? Как так получилось, что мы проскочили мимо этого показателя? Почему мы в 2,8-то ушли? Вы монетарными способами воздействуете на инфляцию. Вы снижаете доходы населения, вы снижаете возможность кредитования предприятий. Но как же тогда мы проскочили 4%? Это говорит о том, что вы вообще не управляете этими процессами!
Процессами, как выяснилось, управляет то высокая урожайность, то прошедший Кубок конфедераций, то грядущий чемпионат мира по футболу.
На полном серьёзе чиновники именно этим объясняли свои просчёты. Опасения вызывали и новогодние праздники. Однако директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев поспешил заверить: бой курантов на инфляцию не повлияет. Но это не точно.
Игорь Дмитриев, директор департамента денежно-кредитной политики Банка России:
Мы знаем, что высокий урожай влиял на уровень инфляции и Кубок конфедераций. А новый год будет влиять? Ой, это всё в сезонности учтено. Какого-то изменения сезонности в этом новом году не ожидаем, там...
А там ещё и население можно обвинить в разгоне инфляции. Эльвира Набиуллина заявила, что инфляционные ожидания граждан России волатильны и остаются на высоком уровне. Глава ЦБ даже для наглядности сравнила их со специальными "новогодними индексами": ценами на наборы продуктов для салатов "оливье" и "селёдка под шубой". Всё для того, чтобы доказать: людям кажется, что цены растут и поэтому цены растут.
Эльвира Набиуллина, председатель Центробанка
Что нас беспокоит? Инфляционные ожидания граждан остаются высокими, хотя и снижаются. Мы для наглядности посчитали два простых индекса, которые можно назвать новогодними, — считаем, как растут цена на наборы продуктов для традиционных новогодних блюд, таких как салат Оливье и селёдка под шубой. Салат Оливье за год подорожал на 1,2%. Приготовить его стоит около 312 рублей, селёдка под шубой подешевела на 0,9%. Стоит чуть больше 150 рублей. Но ощущение инфляции у людей гораздо выше. И мы очень хотим добиться доверия населения к нашей политике — к тому, что можно распоряжаться семейными деньгами, не думая постоянно о росте цен.
Доверие населения спасёт Центробанк едва ли. В этом уверены эксперты. Всё дело в неверном понимании инфляции регулятором. А отсюда — не те меры по её таргетированию.
Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте России:
То, что существует монетарная и немонетарная инфляция, знают студенты. Но почему-то не наш ЦБ и не наш Минфин. Поэтому сегодня мы боремся монетарными способами, денежная масса у нас съёживается, сокращается, она специально иссушивает денежную массу с тем, чтобы инфляция уменьшилась. Но на самом деле инфляция у нас всё равно не уменьшается. Сколько лет мы боремся с инфляцией, эта успешная борьба приводит к тому, что она только растет.
В ЦБ заявили, что после исчерпания временных факторов в следующем году инфляция вернётся к 4%. Если опять не проскочат. А проскочат — придумают новое объяснение для своих просчётов. Потому что если шесть поделить на два, получится, конечно, три. Ну, по крайней мере, с высокой долей вероятности в районе трёх. Но, наверное, никак не больше пяти.